Специальные условия для обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе
Прием детей с ОВЗ проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу.
Дети с трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.
Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:
В образовательной организации созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
- Прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК.
- Вопросы деятельности общеобразовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом ОУ и локальными актами образовательного учреждения.
- Использование специальных образовательных программ, методов обучения;
- использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
- предоставление услуг ассистента/тьютора.
- В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает логопед, педагог-психолог и медицинский работник.
- Для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Обучение детей с ОВЗ организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, на дому. Это зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он обучается со всеми детьми.
Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.). Эти дети учатся в нашей школе, так как родители детей с особыми образовательными потребностями не соглашаются на их обучение в специальных школах.
Дети с особыми потребностями обучаются на дому. Основанием для обучения на дому является медицинское заключение.
Определением траектории развития и обучения в школе детей с ОВЗ занимаются ПМПК.
Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательном учреждении применяются принципы инклюзивного образования.
Детям с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения. Рекомендации, которые дает ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ.
Адаптированные программы школы разработаны с учетом особенностей развития ребенка, основная цель - коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
При составлении адаптированной программы для детей с ОВЗ учитываются рекомендации СанПиН.
Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).
Серьезной проблемой остается организации взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Очень часто родители негативно относятся к проблемам, которые возникают при обучении ребенка с ОВЗ, считая, что неусвоение программы ребенком – это вина учителя, его недоработка. Вследствие чего, родители не дают согласия на обследование детей на ПМПК и на изменение программы обучения.
Для того, чтобы условия в полной мере соответствовали требованиям ФГОС образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с УО необходимо:
- укрепление материально-технической базы;
- полное обеспечение школы узкими специалистами, так как из-за высокой нагрузки они не в состоянии провести индивидуальную коррекционную работу;
- совершенствование просветительской работы с родителями;
- повышение информированности педагогических работников по вопросам образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, требований ФГОС ОВЗ, разработки АООП.
|