ДИСГРАФИЯ
Дисграфия (дис – расстройство, графо – писать) – частичное нарушение письма.
Это специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Эти ошибки кажутся глупыми, так как допускаются там, где, казалось бы, написание слов не должно вызывать затруднений, например, вместо «бант – бонт», «белка – делка». Замены, пропуски, перестановка, недописывание букв, вставка лишних букв, слияние нескольких слов в одно и разделение одного слова на части – вот наиболее распространенные признаки дисграфии. Дети с дисграфией путают похожие по начертанию буквы (прописные «д» и «б», «п» и »т»); могут не обратить внимание на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ».
Не следует ставить ребенку диагнозы в самом начале овладении письмом, когда могут иметь место закономерные трудности. Чаще всего Дисграфия может проявиться во втором полугодии 1 класса, когда подобные ошибки носят уже стойкий характер
В зависимости от проявлений выделяют следующие виды дисграфий:
- артикуляторно-акустическая дисграфия
- дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия)
- дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
- аграмматическая дисграфия
- оптическая дисграфия
Чем может быть вызвано появление дисграфии?
- прежде всего, неврологическими нарушениями (ПЭП, родовая травма, др ) поскольку речь – результат деятельности коры головного мозга.
- длительными соматическими заболеваниями
- неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, педагогическая запущенность)
Часто дисграфия является одним из проявлений сочетанного нервно-психического и речевого расстройства, поэтому важно своевременно выявить и устранить причину возникновения нарушения письма.
Причиной появления подобных ошибок может быть нарушение (отсутствие) необходимых предпосылок письма, а именно:
- правильное произношение всех звуков речи и различения их на слух, умение выделять звук на фоне слова и определять место звука в слове;
- сформированность грамматических систем (согласование слов, употребление предлогов);
- сформированность пространственных и временных представлений (различие предметов по форме, величине, расположению в пространстве, понимание последовательности).
Нарушение звукопроизношения необходимо устранить в раннем возрасте, Письменная речь – более сложный процесс, чем устная. Неисправленные дефекты устной речи впоследствии проявляется в письме, что снижает успеваемость в школе.
Нарушение речевого слуха – серьезное препятствие в борьбе с дисграфией. Однако решить проблему необходимо (и возможно!), потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова.
Коррекция дисграфии предполагает развитие речевого слуха, всех фонематических процессов, тренировку слухового внимания и слухо-речевой памяти, звуко-буквенный анализ слов. Логопед учит различать твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого. Сложность для для ребенка в том, что он должен правильно услышать звук и представить его в виде знака – буквы – в быстром потоке воспринимаемой им речи.
Как предупредить дисграфию?
- наблюдайте за ребёнком начиная с 2-х лет:
- не возникает ли у него проблем с различием речевых звуков на слух?
- как ребенок ориентируется в пространстве и времени (понимает последовательность времен года, дней недели, «вчера-сегодня», «раньше-сейчас»), нет ли у ребенка «левшества»
- достаточен ли словарный запас
- правильно ли строит фразу
В случае выявления хотя бы одного «слабого звена», необходимо сделать всё возможное для его выравнивания.
Для преодоления дисграфии требуется тесное сотрудничество врача (невролога, психоневролога), логопеда, психолога и родителей.