Дислекси́я (дис - расстройство и лекс - «слова» ) — нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга.
Проявляется в замедленности, фонетическом искажении или непонимания смысла содержания при чтении. Встречается реже у девочек (до 10 %) и чаще у мальчиков.
«Вычислить» дислексию можно по следующим признакам: при чтении ребёнок пропускает буквы, добавляет ненужные, искажает звучание слов, меняет буквы местами, иногда пропускает начальные слоги слов; скорость чтения невысокая, страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: "Б–П”, "К–Г”, "С–З”, "Ж–Ш”. В силу этих осложнений ребёнку в тягость выполнение заданий по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.
Каковы же причины дислексии?
- Наследственная предрасположенность - трудности обучения и психические заболевания у кого-либо из родственников;
- воздействие на «больного» неблагоприятных факторов в период его зачатия, развития плода и младенчестве;
- непрофессиональное обучение.
Важно понять механизм дислексии. Здесь ведущую роль играет речевой слух, благодаря которому мы понимаем речь, улавливаем тончайшие оттенки сказанного, различаем звуки. Если у ребёнка нарушен речевой слух, он не различает схожие созвучия, обращенная речь воспринимает искаженно; а если он нечетко слышит звучащую речь, то, понятно, научиться читать и писать для него очень проблематично. Обучить ребенка с дефектным речевым слухом – задача непростая, но выполнить её нужно, ведь искажение даже одного-двух звуков меняет смысл целого слова. Помимо речевого слуха немаловажно и особое зрение на буквы, позволяющее запоминать и воспроизводить их очертания.
Итак, речевой слух, особое зрение на буквы, а также интеллектуальное развитие – условия успешного овладения ребёнком чтения (и письма). В большинстве случаев неуспеваемость ребёнка объясняется именно нарушениями, о которых идёт речь, и распознать их способен лишь специалист.
В логопедии существует несколько классификаций форм дислексии, наиболее распространены следующие:
- фонетическая (сложности со звуко-буквенным анализом)
- семантическая (проблема с пониманием прочитанных слов и предложений)
- аграмматическая (недоразвитие грамматического строя речи)
- мнестическая (трудность усвоения букв в общем)
- оптическая (сложность усвоения графически сходных букв)
В зависимости от формы дислексии, строится логопедическая работа.
Какой бы сложной проблемой не казалась дислексия, решить её возможно. Прежде всего необходимо обследование неврологическое, обследование зрения и лорорганов.
Речевой слух и буквенное зрение, подобно всем функциям тела, поддаются тренировке. Помощь родителей, безусловно, играет огромную роль, однако, без помощи квалифицированного специалиста – логопеда – не обойтись.
Чтобы ребенок усвоил какому звуку соответствует какая буква используем различные речевые игры и разнообразный наглядный материал (разрезная и магнитная азбука, лепка, выкладывание буквы из палочек).
Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов.
Нарушение чтения чаще проявляется в конце 1 класса . Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и у старшеклассников.
Известно, что многие, «знаменитости» страдали дислексией, а Вы не испытываете трудности при чтении?