Четверг, 16.05.2024, 16:14
Приветствую Вас Гость | RSS



                                                  Сайт учителя начальных классов


 Шаталиной Галины Викторовны

Копилка
методическая копилка [84]
Учителю начальных классов
Статистика

Новости

Главная » 2023 » Март » 21 » Как работать с учениками с разным уровнем мотивации
21:48
Как работать с учениками с разным уровнем мотивации

Как работать с учениками с разным уровнем мотивации.

Так как в классе обучаются дети с разным уровнем развития потребностей и мотивов учения, педагог должен учитывать, что главный «возрастной» мотив школьников – мотив достижения.

Мотив достижения – это стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения и сохранения самоуважения, самооценки в деятельности.

Для формирования положительной мотивации к обучению необходимо наличие:

  • условий развития мотива, которые можно создать в процессе обучения;
  • индивидуальной программы обучения с усложняющимся спектром задач на каждом этапе обучения;
  • серии тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе;
  • задач, сложность которых соответствует возможностям ученика или чуть превышает эти возможности, поэтому успех достигается с усилием, а иногда возможна и неудача;
  • возможности у ученика самостоятельного выбора заданий.

Как работать с учениками с разным уровнем мотивации.  
Школьники с низкой мотивацией.    Медлительные, быстро утомляются. Обычно не хотят учиться и узнавать что-то новое. Требуют индивидуального подхода, дополнительных заданий, подробных инструкций, многократного повторения. Низкий уровень аналитического мышления, не способны к творческому обобщению. Периодически появляется желание учиться, но быстро пропадает при первой же ошибке. Эти дети относятся к школе отрицательно или безразлично, посещают занятия неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, как следствие, фрагментарно усваивают учебный материал    1. Поощряйте за малейшие успехи, акцентируйте внимание на сильных сторонах.
2. Создавайте ситуацию успеха – подбирайте сначала несложные задания, например искать информацию в таблицах, учебнике, делать рисунки по теме урока. Постепенно повышайте сложность.
3. Поддерживайте дружескую атмосферу, будьте внимательны к ребенку, оказывайте эмоциональную поддержку.
4. Обсудите с родителями перевод на индивидуальный учебный план, если ребенок не справляется.
5. Используйте нестандартные приемы. Например, предложите ответить на вопрос: «Какие пять способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни вы можете назвать?». Так ученик сам придет к выводу о необходимости изучения темы или предмета и найти опору для внутренней мотивации.
6. Заведите «защитный лист», на котором любой ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Этот прием формирует ответственность у учеников за свое обучение. Оговорите условия, чтобы дети не злоупотребляли записями в «защитном листе».
7. Ставьте ученику оценку «авансом» под его честное слово – это дает возможность ученику лучше подготовиться к следующему уроку и формирует ответственное отношение к данному слову
Школьники со средним уровнем мотивации.    Относятся к школе положительно. Понимают учебный материал и усваивают основное в программе. Самостоятельно решают типовые задачи. При выполнении заданий и поручений внимательны, но требуют контроля. Если таким школьникам интересно, то они сосредоточены на задании. Домашнюю работу выполняют, с одноклассниками дружат. Школьники со средним уровнем мотивации нестабильны: могут как терять мотивацию к учебе, так и быстро повышать    1. Регулярно повышайте сложность заданий, чтобы дети не теряли интереса. Снижается интерес – снижается успеваемость.
2. Давайте поручения. Они должны быть выполнимыми, чтобы дети чувствовали себя успешными и уверенными в своих силах. Например, шефство над одноклассниками, которым нужна помощь в учебе.
3. Контролируйте уровень мотивации, чтобы не упустить потенциально успешного школьника. Такие дети должны быть постоянно вовлечены в работу.
4. Предлагайте задания на анализ, сравнение, систематизацию информации. Школьники со средним уровнем мотивации умеют не только находить, но и правильно использовать нужную информацию, составлять алгоритм действий.
5. Обращайтесь к жизненному опыту детей. Обсуждайте знакомые им ситуации, которые можно понять, если освоить материал урока. Так ученики смогут практически применить знания.
6. Предоставьте работать самостоятельно. Дети почувствуют, что неуспешность уже позади, и смогут выполнять задания без помощи взрослого.
7. Всегда давайте отзыв на самостоятельные работы, но не критикуйте и не сравнивайте результаты учеников между собой.
8. Используйте работу по системе SMART. SMART – аббревиатура понятий «конкретные», «измеряемые», «достижимые», «актуальные», «ограниченные по времени». Предлагайте и помогайте ученикам ставить перед собой микроцели. Внимательность и мотивация детей возрастает, если цель была правильно сформулирована и достигнута качественно и в срок
Школьники с высоким уровнем мотивации.    Это дети с творческим нестандартным мышлением. Они обладают устойчивым вниманием, хорошей работоспособностью. Владеют навыками самостоятельного анализа и обобщения информации. Высокомотивированные школьники положительно относятся к школе. Они стремятся познавать и выполнять все школьные требования. Легко усваивают учебный материал, прилежны, выполняют поручения без внешнего контроля, проявляют интерес к самостоятельной работе    1. Хвалите, подчеркивайте достоинства, замечайте успехи высокомотивированных детей. Если этого не делать, то они могут потерять мотивацию. Но хвалить постоянно нельзя, соблюдайте золотую середину.
2. Приучайте высокомотивированных детей к мысли о возможности неудач, чтобы они воспринимали их менее болезненно. Говорите ученику: «Неудача показывает, что тебе есть над чем поработать». Научите их любой результат использовать для движения вперед.
3. Давайте задания повышенной сложности, нестандартные задачи на смекалку и логику. Дети с высокой мотивацией хотят справляться с такими заданиями, добиваться результатов.
4. Если критикуете высокомотивированных детей, то делайте это обоснованно.
5. Задавайте направление для развития способностей школьника, но не давите на таких детей. Позвольте развиваться в тех областях, в которых им самим хочется.
6. Используйте нематериальное и безоценочное поощрение для высокомотивированных и успешных детей: публикации о его достижениях в школьных СМИ, фото ребенка на доске почета.
7. Составляйте с учениками портфолио достижений. Напоминание о проделанной работе важно для высокомотивированных успешных детей. Портфолио также помогает сформировать способность к объективной самооценке
Одаренные школьники или школьники со смешанной мотивацией    Не всегда одаренный ребенок – ребенок с высоким уровнем мотивации. Чаще это совсем не одно и то же. У одаренных детей чаще всего смешанный тип мотивации. Они хотят изучать ту предметную область, в которой одарены, но не испытывают интереса к остальным предметам.
Например, математически одаренный ученик может быть крайне неуспешен по другим предметам. Он может часами решать сложнейшие задачи, но при этом не работать на уроке русского языка    1. Если есть возможность, занимайтесь с такими учениками научной деятельностью на серьезном уровне. Например, через сетевое взаимодействие с вузами.
2. Способствуйте участию одаренных детей в научных конференциях, публикуйте статьи учеников в журналах. Таким детям важно видеть, что их воспринимают всерьез.
3. Обсудите с родителями вариант перехода на обучение по индивидуальному учебному плану.
4. Поручите одаренному ученику самостоятельно разрабатывать задания для себя и одноклассников. Расскажите о том, как готовить задания, какие при этом должны соблюдаться условия: возраст целевой аудитории, интересы, тема урока, развиваемые навыки.
5. Задавайте направление для развития способностей школьника, но не давите на таких детей. Позвольте развиваться в тех областях, в которых им самим хочется.
6. Проводите уроки-исследования для детей, которые одарены в предметной области, которую вы преподаете. Ставьте проблему, для которой в течение урока ученики должны найти решение. На таких уроках дети заинтересованы в конечном результате.
7. Предоставьте работать самостоятельно. Для одаренного школьника важно развиваться в области своих интересов. Дайте такому ученику свободу – и он удивит вас нестандартными решениями.
8. Всегда давайте отзыв на самостоятельные работы, но постарайтесь избежать критики. Если приходится критиковать, то делайте это аргументированно. Обязательно сначала найдите повод похвалить, а уже потом указывайте на недостатки.
9. Давайте одаренным ученикам как можно больше нестандартных задач на смекалку и логику. Нестандартные межпредметные задания, в которых нужно применить нетривиальный ход или предложить оригинальную идею, всегда будут привлекательными для таких учеников

«Как повысить мотивацию школьников к обучению». Т.Н. Щербакова, М.Р. Битянова
https://vip.1zavuch.ru/#/document/16/40620/bssPhr38/?of=copy-caedf23486

Категория: методическая копилка | Просмотров: 97 | Добавил: Галочка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Март 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Закладки
Новости
методическая копилка [84]
Учителю начальных классов

Copyright MyCorp © 2024